В стародавние времена, т.е. давным давно (точнее между 586 г. до н.э. и 332 г. до н.э), то ли финикийцы, то ли еще кто построили на пустынном берегу Средиземного моря то ли небольшую гавань, то ли просто маяк и назвали сие "Башня Стратона". Кто такой этот Стратон, куда он пошел, никому не ведомо. То ли некий мелкий сидонский царек, то ли "стратон" - это было что то вроде генеральского звания. Заправляли там всем тогда персы.
В 96 г. до.н.э. пришел иудейский царь Александр Яннай, захватил этот берег, выгнал финикийцев на фиг и заселил местность иудеями. Через 33 года пришел римский полководец Помпей, захватил Иудею, иудеев выгнал и заселил город греками. В 30 г. до н.э. император Август в целях укрепления дружбы и единства народов даровал местность и селение Ироду, царю автономной области Иудея в составе Римской Империи. Иудея таким образом получила выход к морю, а в поселке опять появилось еврейское население.
Имя в виду ногою твердой стать на море, Ирод в 20 г. до н.э. затеял масштабное строительство и за каких то 10 лет занюханный поселок превратился в жемчужину Средиземноморья с первоклассным морским портом, в коем обширная защищенная от ветров гавань соперничала с портами Афин и Александрии.
Город решено было назвать Кейсария в честь Цезаря Октавиана, тогдашнего императора. Сие было дальновидно весьма, поскольку "Цезарь" из имени превратилось в титул, и город при очередном транзите власти переименовывать не было нужды. Другие территории подхватили патриотический почин, Кесарий развелось преизрядно, потому наш городок для определенности стали называть Ceasarea Meritima (Кесария Приморская) или Ceasarea Palaetinae (Кесария Палестинская)...
В 6 г. до н.э. император Август отправил сына Ирода Архелая в ссылку, владения его включил в состав римской Иудеи (Syria Palaestina), а Кесарию сделал её административным центром. При императоре Тиберии в Кесарии жил и работал простым римским префектом известный персонаж из Нового Завета Понтий по фамилии Пилат, о чем гласит надпись на камне, найденном около местного театра. Городишко этот вообще упоминается в Библии весьма часто.
Основные общины Кесарии в те времена - греки, самаритяне и евреи. С дружбой народов в земле обетованной традиционно было не очень, т.е. братского сотрудничества и взаимопомощи - не было никаких совсем. В 66 г.н.э. некий грек принес курицу и глиняный горшок к городской синагоге и устроил демонстративное жертвоприношение. Это был очень грязный намёк, касавшийся происхождения евреев, смысл которого ныне мало понятен. Началась взаимная резня, погромы, вмешались римляне, и... понеслось. Так по одной из версий началась первая Иудейская война 66—73 гг, в результате которой евреи были изгнаны из страны, а Иерусалим разрушен.
Заметная еврейская община отмечается в Кесарии только в конце второго века, в то время там уже была весьма значительная христианская община. Такие имена как Евсевий Кесарийский (историк, архиепископ), Памфил (Кесарийская билиотека), Ориген (философ, богослов) ныне всемирно известны. В Византии Кесария была столицей провинции Палестина Прима (с 390-го г.).
В 614 г. Кесарию захватили персы, в армии которых кстати евреи составляли значительную часть. Город сдался без особого сопротивления. Кесария вошла в состав Еврейской провинции Сасанидской державы со столицей в Иерусалиме. В 625 византийцы (император Ираклий) снова отбили город, но в середине 30-х гг 7 в. накатила новая напасть - арабы-мусульмане (халиф Умар). Кесария пала в 640 г. после длительной осады.
Иоанн Цимисхий в 975 г. в ходе наступления на Иерусалим захватил Галилею и завладел Кесарией в том числе, однако надолго закрепиться не сумел и арабы через пару лет восстановили статус-кво. Арабы мало интересовались мореходством, потому Кейсария арабская против Кесарии византийской имела размеры куда более скромные.
В мае 1011 город блокировал генуэзский флот, а с берега - крестоносцы иерусалимского короля Болдуина I. Город был осажден и взят штурмом. Кесария стала основным портом государства крестоносцев, пока 1187 году её снова не захватили арабы практически без сопротивления (Саладин). В 1191 году власть опять поменялась - городом завладели крестоносцы Ричарда Львиное сердце, которые в 1250-х гг построили новые крепостные стены. А в 1265 г пришли мамелюки султана Бейбарса и снесли всё к чертям, чтобы неповадно было, после чего до середины 17 в. печальные руины никто не тревожил.
В 1660-х на сем пустынном берегу обосновалось около 100 семей мусульман из Марокко. Сирия тогда принадлежала Османской империи (с 1516 г). В 1884 г. турки поселили здесь беженцев из Боснии (670 чел), завоёванной Австро-Венгрией. Босняки стали жить рыбным промыслом.
В 1940 г на южной окраине старой Кесарии появился еврейский кибуц Сдот Ям. В январе 1948 г. боснийскую деревню обстреляли боевики организации Lehi, после чего большинство мусульманскоого населения бежало, а в феврале того же года отряд Пальмах (командир Ицхак Рабин) захватил деревню и снес все арабские дома.
В 1952 году к северу от старого города основана современная Кесария, а на месте древних развалин в 2011 году образован национальный археологический парк. Вот таков краткий курс истории старинного средиземноморского города-порта Кесария.
Как ехал из Тель-Авива на рейсовом автобусе в Кесарию, наблюдал такую сцену: автобус наш подрезало нахально такси, и водитель автобуса, нагнав то такси на следующем перекрестке, вышел, вытащил таксиста из машины и настучал ему по жбану прямо на глазах у миролюбивой мировой общественности в моём лице. Был ли тот таксист мирный араб или наоборот, самый что ни на есть православный иудей, не сумел разглядеть из за скорости событий. Впрочем я как истинный интернационалист, считаю это не важным, ибо - настучали за дело.
Это было первым впечатлением. Затем конечно - крепость крестоносцев, древнеримские руины, амфитеатры, акведуки и прочие иудейские древности. Это таки да! Даже как то и не верится, что было все это, особенно когда сидишь тут, за бортом +0, мокрый снег с утра, без резиновых сапог до магазина не добраться, штормовое предупреждение по области, темнеет в 5 вечера...
И... море. "О этот блеск, плюск, плеск близкой волны!" - как писал классик Юлий Ким про Понт Эвксинский. Сие же - Mare Nostrum, т.е. "Наше море", оно же - море Средиземное...