Скалистый утес значительного объема и огромной высоты окружают со всех сторон обрывистые пропасти непроницаемой глубины, недоступные ни для людей, ни для животных; только в двух местах, и то с трудом, можно приступить к утесу: одна из этих дорог лежит на востоке от Асфальтового озера, а другая, более проходимая, — на западе... Здесь первый построил крепость первосвященник Ионатан, назвавший ее Масадой. Впоследствии царь Ирод потратил много труда, чтобы привести ее в благоустроенный вид...
Иосиф (бен Маттитьиху) Флавий, "Иудейская война".
Упомянутый автор по существу является единственным документальным источником по этому объекту. Да ещё Плиний в "Naturalis Historia" (77 г.н.э.) упоминает о некоей крепости на берегах Асвфальтового озера (Мертвого моря). Где это находится, никто не знал до 1838 г., пока американские археологи Эли Смит и Эдвард Робинсон, исследовавшие западный берег Мертвого моря, не определили точного местонахождения знаменитой крепости. В 1842 г. мессионер Самуэл Уолкотт и художник Вильям Типпинг первыми из европейцев поднялись вершину Масады с восточной стороны.
В 1851 де-Сальси составил план крепости, а в 1875 К. Кондер снял точную карту местности. В 1909 г. А. Домашевски и Р. Брюннов исследовали остатки римских укреплений вокруг Масады и составили их точный план. С начала 1920-х гг. эти места стали также посещать и евреи, для которых Масада с этого времени стала символом национальной стойкости и героизма (особенно после публикации в 1927 г. эпической поэмы "Масада" И.Ламдана. Цитата из его поэмы "Масада больше никогда не падёт" стала лозунгом сионистского движения 1930-х гг).
В 1942 году английское командование в Каире вынашивало планы оборудовать в этих местах укрепрайон, чтобы остановить Роммеля, буде он захватит Египет и двинется дальше. Бойцами Пальмах** должен был комплектоваться гарнизон этого УР.
В 1953, 1955-56 и 1959 гг. Шмарья Гутман провел первые раскопки римских лагерей и обнаружил Северный дворец в крепости. И, наконец, в 1963-65 гг. Иерусалимским университетом были инициированы масштабные раскопки Масады. Руководителем и организатором экспедиции был Игаэль Ядин - профессор и бывший начальник штаба израильских сил самообороны. В работах были задействованы сотни волонтёров со всего мира. Вся застроенная часть крепости была расчищена, постройки местами восстановлены. Обработка результатов этой экспедиции продолжается до сих пор. В ходе раскопок были найдены останки 28 человек, которых в 1969 г. захоронили с воинскими почестями.
В 2001 г. Массада включена в Фонд мирового наследия ЮНЕСКО. В 2007 г. открыто новое здание музея с канатной дорогой.
Древняя история Масады тесно завязана на современную политику, поскольку эта крепость ныне служит национальным символом стойкости для еврейского государства во враждебном арабском окружении. Страсти кипят, в пылу научного спора можно легко получить по חוטם (морда - ивр.) или по خطم (морда - араб.) в зависимости от занимаемой научной позиции.
Итак, что же нам известно наверняка?
Флавий пишет о "первосвященнике Ионатане", основавшем крепость. Это иудейское имя носил хасмонейский царь Александр Янай. Действительно, в Масаде были найдены монеты времён его правления. Т.е. можно считать, что крепость основана в 103-76 гг до.н.э.
В 40 г до.н.э. Ирод Великий (тогда еще просто Ирод и претендент на престол) спрятал свою семью в Масаде, а сам поехал в Рим за ярлыком на княжение в Иудее. Крепость выдержала осаду последнего хасмонейского царя Антигонуса II благодаря большим запасам воды и продовольствия. В 37 до.н.э. Ирод вернулся с римскими войсками, Антигонус был свергнут и распят, а Ирод стал правителем Иудеи в составе Римской империи.
Популярностью в народе этот Ирод не пользовался, мягко говоря, никакой, хотя официальные римские рейтинги просто зашкаливали (кличка "Великий" ему дана именно римлянами). Был он иродом в полном смысле этого слова и чувствовал себя в "земле обетованной" крайне неуютно и оттого понастроил везде для себя крепостей, а Масаду в 37-31 гг. до.н.э. основательно укрепил и реконструировал.
Перво-наперво все плато было окружено 5.5 м высоты белокаменной казематированной стеной (в стене было 5 десятков внутренних помещений для размещения гарнизона). Над стеной возвышалось 38 башен 20-и метровой высоты. В западной части крепости был воздвигнут обширный дворец со всеми удобствами, а также с толстыми стенами и сторожевыми башнями на углах, а северной - ещё один трёхъярусный дворец-вилла, обширный административно-складской комплекс, баня с сауной (чтобы решать вопросы) и огромный плавательный бассейн. Центральную часть плато отвели под огороды.
А как же с водоснабжением? Под плато с северо-западной стороны в скале вырубили 8 цистерн вместимостью 40 тыс. кубов, куда в короткий зимний период дождей системой плотин и акведуков отводилась вода из речек Метцада и ... Из этих цистерн вода в кувшинах на ишаках поднималась в хранилища наверх горы, в крепость. Этого не только хватало на тысячный гарнизон, но и на упомянутые баню с сауной (решать вопросы), бассейн, фонтаны, огороды и всё остальное.
После смерти Ирода в 4 г. до н.э. Рим ввел на территории Иудеи прямое правление и в Масаде появился римский гарнизон в несколько десятков человек.
Римское правление также не отличалось мягкостью, прокураторы были деспоты, местная власть поражена коррупцией, а вся Иудея естественным образом охвачена идеями сепаратизма. И вот в 66 году "некий Манаим, сын Иуды, прозванного Галилеянином" во главе местных сепаратистов сикариев*** хитростью захватил Масаду, вырезал римский гарнизон и, вооружив своих соратников оружием из богатых арсеналов крепости, провозгласил себя царём Иудеи и явился в Иерусалим. Так началась 1-я Иудейская война.
После того, как Манаим был убит в междоусобной борьбе, его племянник Элазар бен Яир бежал в Масаду и возглавил тамашних иудеев-зилотов. В 70 г. войска римского полководца Тита Флавия взяли Иерусалим и сожгли Второй храм. В руках восставших осталось лишь три небольших крепости, включая Масаду. В 73 г. очередь дошла и до неё.
Осенью 73 года Люций Флавий Сильва с X легионом (Legio X Fretensis) - всего около 10-15 тыс.чел., включая вспомогательные войска, блокировал Масаду и начал строить осадную рампу силами пленных иудеев из Иерусалима. К маю 74 года рампа была готова, по ней римляне подтащили к стенам осадную башню со стенобитной машиной и начали разрушать стену крепости.
Осаждённые поняли, что дальнейшее сопротивление бесполезно, однако предпочли смерть унижению и рабству, для чего выбрали из своей среды 10 человек, которые прикончили остальных, а затем ещё одного, который убил и этих десятерых, а затем покончил с собой. И всех их было, согласно Иосифу Флавию, 967 человек, из коих половину составляли женщины и дети. Вот такая история.
После разгрома восстания римский гарнизон находился в крепости на протяжении примерно 60 лет, после чего римляне крепость забросили, вероятно приведя её укрепления в негодность, дабы ими более никто не смог воспользоваться.
В 5-7 вв. в крепости обитали византийские монахи, поелику окружающая местность принадлежала Константинопольскому базилевсу. Монахи не только молились, но и шпионили по мере возможности, что было обычным делом для такого рода форпостов. В 7 веке их монастырь даже получил статус лавры, однако с появлением в здешних местах арабов монахам пришлось очистить местность. С тех пор никто не тревожил сих унылых руин, за исключением редких набегов бедуинов, искавших монастырских сокровищ в остатках церкви.
*Масада - metzadá, מצדה - крепость, опорный пункт.
**Пальмах - פַּלְמַ"ח, акроним словосочетания פְּלוּגּוֹת-מַחַץ, плугот махац - ударные роты, военные отряды Хагана (еврейская подпольная организация в Палестине 1920-1948 гг).
***Сикарии - радикальная группа, отколовшаяся от зилотов (ревностных), название коей происходит от слова сика (лат. - нож, кинжал), коими ножами эти добрые люди резали своих политических противников и прочих коллаборационистов. По своим методам весьма близки к нашей "Народно воле".
Впечатления замечательные! Во-первых - никогда не видел столь древней крепости. Римские осадные укрепления 2-х тысячелетней давности смотрятся как у нас фортификация времен Крымской войны или даже первой Мировой. Древность тут везде и повсюду - в камнях, в песке, в пыли, скрипящей на зубах...
Во вторых - пустыня. Пустыня Иудейская! Эти библейские пейзажи! Это солнце (в октябре днём за 40ºС)!. Эти каньоны, обрывы, плато, русла высохших рек... Есть где поскитаться...
В третьих - как это всё обустроено. Современная цивилизация присутствует и её довольно много, но, как ни странно, всё сделано весьма дозировано и не заслоняет всего вышеперечисленного. Впрочем, заслонить это довольно непросто. Эти пейзажи впечатываются в память своими красками, пылью и палящим солнцем надолго, если не навсегда...
Чуть не забыл - Мертвое море и попытка там искупаться! Плавать можно только на спине, при этом наполовину торчишь из воды и чувствуешь себя как дурак...