Северные Форты, общим числом семь, цепью перегораживают путь на Петербург по северному фарватеру. Расстояния меж них 2-2,5 км для сплошного орудийного огня и удобного снабжения припасами по воде.
Первые планы по защите северного фарватера относятся еще к петровскому времени. Однако по-настоящему большие работы начались с 1800-х годов, когда там были устроены сплошные свайные и ряжевые преграды и сооружены две деревянные батареи на сваях, забитых в морское дно зимою со льда.
В 1824 году форты были изрядно разрушены сильнейшим наводнением. В 1827 году решено было заменить деревянные укрепления каменными. Перед Крымской войной были построены каменные казематы. Кирпичные своды имели толщину в замке 2 метра, форты были облицованы гранитом. К этому времени северный фарватер защищало уже 5 фортов (№№5-9 по старой нумерации).
В июне 1854 г. англо-французская эскадра подошла к Кронштадту. Полюбовавшись на форты и батареи и потеряв пару мелких судов на минных заграждениях (первых в мире), отбыли восвояси ни с чем. То же повторялось и в 1855-56 гг.
В 1865-70гг построили дополнительно ещё два форта, параллельно с этим провели их перевооружение - орудия теперь ставили открыто за земляной бруствер. 1880 - перевооружение части фортов орудиями 9- и 11дм обр. 1877 г.
В 1884 из старых казематов были убраны орудия и они использовались как укрытия и минные склады. В 1896 году форты №№3 и 5 выведены за штат, поскольку устарели совершенно. На Форту №1 в 1901-10 проводились работы по модернизации и он совместно с фортами "Тотлебен", "Обручев" и батареей "Константин" составили ключевые оборонительные позиции Кронштадта.
1921 г - Кронштадтский мятеж. Гарнизоны фортов - на стороне восставших.
1941 - Отечественная война. По невеселым воспоминаниям одного немецкого пилота пикирующего бомбардировщика - в Кронштадте и на фортах зенитки и пулеметы были установлены в огромных количествах везде где только можно. На фортах также были построены наблюдательные пункты и бетонные пулеметные ДОТы, для защиты от десантов с моря.
После войны форты использовались под склады флотского имущества, полигоны для испытания пиррогелей, свалки. В 1960-х годах когда вдруг обнаружилось, что стране позарез нужен металл, прошла компания по сбору металлолома - все железо, которое можно было оторвать, увезти и отчитаться - было оторвано и увезено.
70-90-е гг прошлого века - "Дамба Романовна", оно же защитные сооружения г. Ленинграда от наводнений (по фамилии тогдашнего секретаря горкома единственной на тот момент партии - а может и не его, а царя-батюшки, ведь первые проекты дамбы относятся аж к 1845 году). Дамба проложена прямиком через форты (№№3 и 7).
Нынешнее состояние фортов - как правило, убого, плачевно и я бы сказал, постыдно. Они совершенно заброшены, изрядно засраны, разрушаются, заносятся песком, гранит воруется на надгробия, а №3 из-за проводящихся на дамбе земляных работ, по-видимому, может скоро вообще перестанет существовать.
Очень любопытно было поглядеть. Таких сооружений вообще мало где еще можно найти, а сочетание богатой истории с нынешним упадком и разорением дает сильные впечатления и острые ассоциации.
"Приморская крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом исполнит свою задачу" - (Кладо Н. Л. "О приморских крепостях с точки зрения флота". СПб., 1910). Поскольку крепость неимоверными трудами и лишениями все-таки построена, с вышеприведенным утверждением имеет смысл согласиться.