Суворовские каналы в Южной Финляндии. Дмитрий Шитов

Суворовские каналы

Текст и фото: Дмитрий Шитов
ИКО Карелия

Гидросооружения, об истории которых пойдёт речь, появились по воле человека, вошедшего в нашу историю с большой буквы. Александр Васильевич Суворов по приказу императрицы Екатерины Второй в середине 1791 года был направлен на укрепление границы России со Швецией в тогдашнюю т.н. Старую Финляндию.

В те времена граница проходила (по условиям Абоского мира 1743 года) в 200-250 км от С-Петербурга, по рубежу реки Кюменийоки и оз.Саймаа. Вдоль этих водных преград была восстановлена или построена заново целая сеть крепостей. Начиная от Финского залива - укрепления Роченсалми (ныне Котка), Кюменегородская крепость, Тааветти, Савитайпале, Лаппеенранта и Олавинлинна. Недавно закончившаяся русско-шведская война 1788-90 г. подтвердила необходимость создания и перемещения военных судов новой сайменской флотилии между северным и южным берегом озера и соответственно крепостями Лаппеенранта и Олавинлинна.

Северо-западная часть оз.Саймаа ещё принадлежала Швеции. Существовавший вдоль границы естественный водный путь, проходивший мимо приходского центра Пуумала, был заперт шведскими батареями. (Там - же находилась и таможня). Как считается, Александру Васильевичу принадлежит идея соединить каналами внутренние заливы Саймы и сделать обходной путь для военных кораблей, (галер и пушечных иолов). Всего получилось 4 небольших канала: - Кутвелен канава, Кяюхкяя, Куконхарью и Телатайпале. Самым длинным и красивым считается Куконхарью, о нём мы и поговорим. Хотя Суворов дал приказ прорыть сеть каналов за 1 год, всё - же работы растянулись на 7 лет (1792 - 1798).

-"прошел год, - ничего не сделано. Бури прорывают плотины и усиленные годовые труды пропадают. Лаубе (строитель) тремя его каналами мне накопил работы пуще трёх баталиев, неизмеренные работы, недостаток людей, немогузнайство и узкомейство непрестанные", жалуется Суворов в письме Хвостову.

На прорытии Куконхарью (в русских документах Куконтайпальский канал), работала тысяча человек, (рабочих и солдат) привезена временная церковь и открыто кладбище. Длина канала примерно 800 м., ширина составила от 10 до 13,5 м., глубина 3-4 метра. Шлюзов нет, берега выложены камнем. На входе и выходе из канала, возведены т.н. бастионы. Могли служить основанием для запорных ворот или цепи, также для пушек. Ориентировка канала: северо-запад - юго-восток. Канал прямой стрелой прорезал вначале высокую скалу, затем заболоченный залив протоки, некоторое время идёт вдоль него. Дальше небольшой поворот и выход в глубокую часть залива.

Расположение канала вызывает два хитрых вопроса:

  1. Почему не воспользовались имеющимся рядом руслом? Углубить его наверное было проще чем строить заново. Тогда нужно было пробиться только через скалу, это порядка 250 метров.
  2. Существует и обходной вариант, где вообще не нужно было рвать камень. Пересохшие заливы когда-то соединялись между собой и обходили большую скалу протокой в виде буквы S. Почему не воспользовались - остаётся загадкой.

Но, как бы там ни было, канал был построен к 1796 - 1798 г.

В это время здесь кипела жизнь. Глухой медвежий угол превратился в цивилизованное местечко. Сохранилась схема 1804 года, на которой показаны два военных городка, по пять казарм каждый, бастионы, дома сторожей канала и дом торговца. Неподалёку стоял дом, или дача, принадлежащая роду князей Долгоруких. Строительство канала стало самым крупным подобным проектом тогдашней Финляндии.

Сам генерал - аншеф Суворов простился со своей вынужденной работой в 1792 году, проведя в постоянных инспекциях по Финляндии 1,5 года. -"Успех превзошел ожидания и в следующее лето границы будут обеспечены на 100 лет".

Флотилия русских речных судов пополнялась с каждым годом. Базой и зимней стоянкой служила крепость Вильмансрандт - (Лаппеенранта). В 1795 году Сайменская флотилия под командованием М.Борисова состояла из 88 вымпелов. В том числе: 9 больших пушечных посудины, переделанных из финских, больших лодок, 7 пушечных иола петербургской постройки, 15 иолов сделанных на шведский манер, 6 небольших переносимых судов и других. Корабли оснащались 12 или 6 дюймовыми пушками, также 3 дюймовыми фальконетами. В штате числилось 307 моряков, (не путать с гребцами). Они часто совершали летом походы и учения, пользуясь новыми каналами. В ходе начавшейся Финской войны 1808 - 1809 годов, все плавсредства использовались очень активно для переброски войск и припасов по Сайменской системе озёр, вплоть до Куопио.

Шло время. После войны вся территория шведской Финляндии отошла к Российской империи и флотилию, на ставшем внутренним озере Сайма постепенно вывели. Военные каналы утратили своё значение и в 1816 году вычеркнуты из оборонного ведомства и переданы финскому ведомству по расчистке порогов для судоходства.

Всё - же для присмотра за Куконхарью была оставлена команда из 11 русских солдат, во главе с унтер - офицером. Каналом стали пользоваться местные жители и со временем власти забыли о его существовании.

В наши дни канал жив и им продолжают пользоваться, как и раньше. За много лет берега заросли лесом, из построек не сохранилось ничего, только фундаменты. Зато все находятся на своих местах, согласуясь со старой схемой. Нового строительства с тех пор не велось. Моторные суда постепенно разрушают кладку стен и камни обваливаются. На дне ещё сохранились деревянные сваи и, как говорят, настил из досок.

В 2004 году за дело взялись финские археологи под руководством Вели-Пекки Сухонена из Хельсинкского университета. Были изучены дно и берега канала, согласованны на местности старая схема и фундаменты, берега расчищены от леса. В 2005 году была организована экспедиция, в которой принял участие и ваш покорный слуга. Были сделаны два раскопа фундаментов. Один из них дома торговца и другой часть большой казармы. Находок не много: это фрагменты керамики, остатки печей, монета начала 19 века и целое пушечное ядро (чугунная бомба 200мм. диаметра), для стрельбы из мортиры. Найдено в интересном месте - основание печи дома постройки современной каналу. Возможно, такими ядрами подрывали скалу при строительстве Куконхарью.

Сеть каналов стала последним не реставрированным объектом, связанным с историей суворовских укреплений в Финляндии. После изучения их восстановят (есть планы осушения каналов для проведения работ). Главное - это каменная кладка берегов и размытые окончанья бастионов. Один из каналов был расширен 100 лет назад и утратил историческую ценность, т.к.все камни исчезли. В дальнейшем это историческое место оборудуется табличками и удобными подъездами для туристов. Здесь проходит один из водных маршрутов озера Саймы (Мелонтарейтти).


Карта расположения Суворовских каналов на озере Сайма (Финляндия)

Как добраться:
Канал Куконхарью расположен на самой границе исторических губерний Финляндии: Саво и Карелии. Соответственно волостей Пуумала с севера и Руоколахти с юга. На автомобиле можно подъехать к восточному берегу канала. Шоссе №62 Иматра - Руоколахти - Пуумала. (Один из каналов - 100 метровый Кяюхкяя находится прямо на этой дороге). Между Руоколахти и Пуумала после Сююспохья на шоссе указатель KUKONHARJU 16 km. По этому указателю нужно свернуть на север и по грунтовой карельской дороге проехать 16 км, прямо до таблички KUKONHARJUN KANAVA. Берега свободны для посещения. Ставить лагерь на канале нельзя. В водном походе для стоянки удобен небольшой мысок, находящийся на озере с юго-восточной стороны от входа в канал. Там стоит табличка KUKONHARJUN MELONTAREITTI.



* * *


  1. Суворовские каналы в Южной Финляндии. Дмитрий Шитов
a top of the page
Домой > Савонлинна: Главная Крепость Статьи План Где это Ссылки

Сухопутные форты и крепости:
Выборг Гатчина Замок Бип Ивангород Изборск Кексгольм Кирилловский Монастырь Копорье Новгород Петропавловка Печорcкий монастырь Порхов Псков Старая Ладога Тихвин Шлиссельбург Замок Разеборг Кастельхольм Кюменлинна Лапеенранта Савонлинна Тааветти Турку Хамина Хямеенлинна Висбю Форт Хойторп Фредрикстад Фредрикстен Хегра Аренсбург Нарва Таллинн Антипатрис Иерусалим Кесария Масада Форт Латрун
Морские крепости и форты:
Кронштадт: о. Котлин Кронштадт: форты Северные Кронштадт: Форты Южные Тронгзунд Форт Александр Форт Ино Форт Красная Горка Свартхольм Свеаборг Ханко Ваксхольм Марстранд Форт Сиарё Оскарсборг
Артиллерийские батареи и отдельные орудия:
Береговая артиллерия Форт Хёмсо
Укрепрайоны и оборонительные линии:
Карельский УР Крепость Ленинград КрУР Линия ВТ Линия Маннергейма Невский пятачок Линия Салпа Линия Харпарског Готланд
VKontakte FaceBook RSS Telegram

English
П о и с к   Все новости
©2024 Goss.Ru

Alex Goss Photography - Фотографии городов и стран, битв и сражений, разного и прочего...