Гидросооружения, об истории которых пойдёт речь, появились по воле человека, вошедшего в нашу историю с большой буквы. Александр Васильевич Суворов по приказу императрицы Екатерины Второй в середине 1791 года был направлен на укрепление границы России со Швецией в тогдашнюю т.н. Старую Финляндию.
В те времена граница проходила (по условиям Абоского мира 1743 года) в 200-250 км от С-Петербурга, по рубежу реки Кюменийоки и оз.Саймаа. Вдоль этих водных преград была восстановлена или построена заново целая сеть крепостей. Начиная от Финского залива - укрепления Роченсалми (ныне Котка), Кюменегородская крепость, Тааветти, Савитайпале, Лаппеенранта и Олавинлинна. Недавно закончившаяся русско-шведская война 1788-90 г. подтвердила необходимость создания и перемещения военных судов новой сайменской флотилии между северным и южным берегом озера и соответственно крепостями Лаппеенранта и Олавинлинна.
Северо-западная часть оз.Саймаа ещё принадлежала Швеции. Существовавший вдоль границы естественный водный путь, проходивший мимо приходского центра Пуумала, был заперт шведскими батареями. (Там - же находилась и таможня). Как считается, Александру Васильевичу принадлежит идея соединить каналами внутренние заливы Саймы и сделать обходной путь для военных кораблей, (галер и пушечных иолов). Всего получилось 4 небольших канала: - Кутвелен канава, Кяюхкяя, Куконхарью и Телатайпале. Самым длинным и красивым считается Куконхарью, о нём мы и поговорим. Хотя Суворов дал приказ прорыть сеть каналов за 1 год, всё - же работы растянулись на 7 лет (1792 - 1798).
-"прошел год, - ничего не сделано. Бури прорывают плотины и усиленные годовые труды пропадают. Лаубе (строитель) тремя его каналами мне накопил работы пуще трёх баталиев, неизмеренные работы, недостаток людей, немогузнайство и узкомейство непрестанные", жалуется Суворов в письме Хвостову.
На прорытии Куконхарью (в русских документах Куконтайпальский канал), работала тысяча человек, (рабочих и солдат) привезена временная церковь и открыто кладбище. Длина канала примерно 800 м., ширина составила от 10 до 13,5 м., глубина 3-4 метра. Шлюзов нет, берега выложены камнем. На входе и выходе из канала, возведены т.н. бастионы. Могли служить основанием для запорных ворот или цепи, также для пушек. Ориентировка канала: северо-запад - юго-восток. Канал прямой стрелой прорезал вначале высокую скалу, затем заболоченный залив протоки, некоторое время идёт вдоль него. Дальше небольшой поворот и выход в глубокую часть залива.
Расположение канала вызывает два хитрых вопроса:
Но, как бы там ни было, канал был построен к 1796 - 1798 г.
В это время здесь кипела жизнь. Глухой медвежий угол превратился в цивилизованное местечко. Сохранилась схема 1804 года, на которой показаны два военных городка, по пять казарм каждый, бастионы, дома сторожей канала и дом торговца. Неподалёку стоял дом, или дача, принадлежащая роду князей Долгоруких. Строительство канала стало самым крупным подобным проектом тогдашней Финляндии.
Сам генерал - аншеф Суворов простился со своей вынужденной работой в 1792 году, проведя в постоянных инспекциях по Финляндии 1,5 года. -"Успех превзошел ожидания и в следующее лето границы будут обеспечены на 100 лет".
Флотилия русских речных судов пополнялась с каждым годом. Базой и зимней стоянкой служила крепость Вильмансрандт - (Лаппеенранта). В 1795 году Сайменская флотилия под командованием М.Борисова состояла из 88 вымпелов. В том числе: 9 больших пушечных посудины, переделанных из финских, больших лодок, 7 пушечных иола петербургской постройки, 15 иолов сделанных на шведский манер, 6 небольших переносимых судов и других. Корабли оснащались 12 или 6 дюймовыми пушками, также 3 дюймовыми фальконетами. В штате числилось 307 моряков, (не путать с гребцами). Они часто совершали летом походы и учения, пользуясь новыми каналами. В ходе начавшейся Финской войны 1808 - 1809 годов, все плавсредства использовались очень активно для переброски войск и припасов по Сайменской системе озёр, вплоть до Куопио.
Шло время. После войны вся территория шведской Финляндии отошла к Российской империи и флотилию, на ставшем внутренним озере Сайма постепенно вывели. Военные каналы утратили своё значение и в 1816 году вычеркнуты из оборонного ведомства и переданы финскому ведомству по расчистке порогов для судоходства.
Всё - же для присмотра за Куконхарью была оставлена команда из 11 русских солдат, во главе с унтер - офицером. Каналом стали пользоваться местные жители и со временем власти забыли о его существовании.
В наши дни канал жив и им продолжают пользоваться, как и раньше. За много лет берега заросли лесом, из построек не сохранилось ничего, только фундаменты. Зато все находятся на своих местах, согласуясь со старой схемой. Нового строительства с тех пор не велось. Моторные суда постепенно разрушают кладку стен и камни обваливаются. На дне ещё сохранились деревянные сваи и, как говорят, настил из досок.
В 2004 году за дело взялись финские археологи под руководством Вели-Пекки Сухонена из Хельсинкского университета. Были изучены дно и берега канала, согласованны на местности старая схема и фундаменты, берега расчищены от леса. В 2005 году была организована экспедиция, в которой принял участие и ваш покорный слуга. Были сделаны два раскопа фундаментов. Один из них дома торговца и другой часть большой казармы. Находок не много: это фрагменты керамики, остатки печей, монета начала 19 века и целое пушечное ядро (чугунная бомба 200мм. диаметра), для стрельбы из мортиры. Найдено в интересном месте - основание печи дома постройки современной каналу. Возможно, такими ядрами подрывали скалу при строительстве Куконхарью.
Сеть каналов стала последним не реставрированным объектом, связанным с историей суворовских укреплений в Финляндии. После изучения их восстановят (есть планы осушения каналов для проведения работ). Главное - это каменная кладка берегов и размытые окончанья бастионов. Один из каналов был расширен 100 лет назад и утратил историческую ценность, т.к.все камни исчезли. В дальнейшем это историческое место оборудуется табличками и удобными подъездами для туристов. Здесь проходит один из водных маршрутов озера Саймы (Мелонтарейтти).
Как добраться:
Канал Куконхарью расположен на самой границе исторических губерний Финляндии: Саво и Карелии. Соответственно волостей Пуумала с севера и Руоколахти с юга. На автомобиле можно подъехать к восточному берегу канала. Шоссе №62 Иматра - Руоколахти - Пуумала. (Один из каналов - 100 метровый Кяюхкяя находится прямо на этой дороге). Между Руоколахти и Пуумала после Сююспохья на шоссе указатель KUKONHARJU 16 km. По этому указателю нужно свернуть на север и по грунтовой карельской дороге проехать 16 км, прямо до таблички KUKONHARJUN KANAVA. Берега свободны для посещения. Ставить лагерь на канале нельзя. В водном походе для стоянки удобен небольшой мысок, находящийся на озере с юго-восточной стороны от входа в канал. Там стоит табличка KUKONHARJUN MELONTAREITTI.
* * *